ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНОМ ВОЖДЕНИИ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО НЕОБХОДИМЫХ ПРАВИЛ

«Автомобиль — это роскошная игрушка,
которая является, к сожалению, повы-
шенным источником опасности. Езда
по такому мегаполису как Москва, где
огромное количество машин, уже экс-
тремально. Но смысл всего вождения,
любого движения — это опасность, будь
то бег на лыжах или езда на машине. Все
это требует огромного внимания».
Владислав Барковский —
автогонщик, каскадер, комментатор

Для начала хотелось бы поговорить о том, зачем вообще обычному водителю нужны навыки экстремального вождения.
Я сразу хочу внести ясность, что вождение не всегда должно быть экстремальным. Но у нас, в России, условия вождения экстремальные. Для того, чтобы в этих экстремальных ситуациях обойтись без всяких повреждений автомобиля и, не дай бог, травм водителя, пассажиров, нужно обладать приемами, которые позволяют в этих экстремальных условиях управлять автомобилем безопасно.

ob_ekstremalnom_vogdenii
Существует ошибочное мнение, что гонщики — это ребята сорви-голова, у которых нет страха и чувства самосохранения. На самом деле все не так. Автогонщик отличается от обычного водителя двумя важнейшими качествами. Во-первых, он всегда знает, какое у него сцепление шины с дорогой в любых условиях. Без этого нельзя водить автомобиль. И второе — он прогнозирует ситуацию, то есть работает на опережение. Он просчитывает все возможные варианты. Смотрит не на бампер впереди идущего автомобиля, а через три машины, через четыре, то есть видит обстановку в целом, у него очень хорошо развито боковое зрение. «Всю сознательную жизнь я учился управлять автомобилем. Да и сегодня постоянно открываю для себя что-то новое в этом процессе». Эти слова принадлежат известному артисту, автогонщику Дмитрию Певцову. Главное условие достижения совершенства в вождении — никогда не думать, что вы его достигли. Каждая поездка — это тренировка, которая может заменить обычному водителю курсы повышения водительского мастерства, а начинающему гонщику — гоночную школу. «Не слишком ли сильно сказано?» — воскликнет иной читатель. Наверное, все-таки занятий стренером ничто не заменит. Некоторым кажется, что заплатив деньги и отзанимавшись несколько уроков, они станут совсем другими водителями. Это совершенно неверно. Совершенствоваться необходимо всегда. Каждая поездка на автомобиле должна стать своеобразной тренировкой. Тренировки должны быть постоянными, ежедневными. Припоминаю плакат на стене одного спортивного клуба: «Кто-то где-то в этот момент тренируется. Когда ты встретишься с ним лицом к лицу в соревновании — он выиграет у тебя!» Как спланировать свои тренировки, как обрести необходимые навыки в процессе каждодневного вождения, вы прочтете в этой книге.
Приведу простейший пример. Вот элементарное упражнение. Вы едете по загородному шоссе. Впереди знак ограничения скорости до 40 км/ч, попробуйте ехать точно  40 км по спидометру, чтобы стрелка не отклонялась ни на миллиметр. Знак 60 км/ч — попробуйте ехать со скоростью 60. С первого раза, каким бы это упражнение не показалось простым и элементарным, у вас ничего не получится.
Потому что сложно новичку держать постоянную скорость и на подъемах, и на спусках. Скорость напрямую связана с чувством автомобиля — нажимать на газ нужно немножко раньше, когда дорога пошла в горку. При подъеме скорость падает. С горки — слишком поздно отпустите газ и скоростной режим превысите.
Или попробуйте не заехать на сплошную разделительную полосу колесом, а ведите свой автомобиль точно по середине ряда. Такие упражнения вырабатывают чувство автомобиля. Попробуйте ехать с оптимальной скоростью, чтобы автомобиль не клевал носом при торможении, не раскачивался и не дергался. День за днем постоянные тренировки сформируют у вас чувство автомобиля.
Надежный водитель все время анализирует свои действия и владеет автомобилем. Чувствовать автомобиль, владеть им, что это такое? Вот высказывание знаменитого гонщика Джонни Парсонса на эту тему: «Старайся почувствовать машину, как часть своего тела, а сознание заставь слиться с ней. Это должно быть так же четко, как то, что шины сделаны из резины. Если получится, тогда ты почувствуешь шины своими нервными окончаниями. Это грандиозное ощущение!»
Владислав Барковский: «Это как обувь покупать — меряешь красивый ботинок, одел на ногу и сказал — это мой ботинок. Удобно! Вот также любой автомобиль нужно при- способить под себя».
Да, от машины зависит многое. И начинается все с посадки за рулем. К сожалению, у нас в стране существовал неправильный эталон посадки. Водители очень близко сидели к рулю, практически касаясь грудной клеткой рулевого колеса, так как спинка сиденья в наших машинах не регулировалась.
Потом гонщики Формулы I постепенно стали отодвигаться от руля и отодвинулись настолько, что ездили в положении полулежа, еле-еле касались руля вытянутыми руками. С большим опозданием это стало модой. И сейчас такая мода, к сожалению, существует. Но дело в том, что гонщик Формулы I лежит, и ноги у него также выпрямлены, а в обычных условиях часто водители спинку сидения откидывают очень далеко, руки распрямлены, но ноги очень сильно согнуты. И согнутые ноги очень сильно затрудняют действие с педалями. Посадка гонщика Формулы I для езды в городе не подходит.
Оптимальную посадку придумали раллисты — спинка сиденья должна быть отрегулирована строго вертикально, водитель сидит прямо, не расслабляясь. В таком положении лучше работает вестибулярный аппарат.
Вторая основная ошибка -— большинство водителей не держат руль двумя руками. Руль надо всегда держать обеими руками, тем более, если вы управляете современным автомобилем. На современных машинах короткое руле- вое управление. Если вы правильно расположили руки на руле — по циферблату часов 15:45,— то можете проходить любые повороты, вообще не снимая рук с руля. Есть абсолютная истина (ее знает любой автогонщик), что если держать руль одной рукой, и в этот момент что-то случается, например, лопается колесо, то шансы удержать машину на дороге равняются нулю — счет в критической ситуации идет на доли секунды, а вы уже опоздали среагировать.
Очень важно правильно выдержать дистанцию. Начинающие водители, особенно женщины, жалуются, что плохо видят дорогу, не успевают вовремя среагировать на действия впереди идущей машины, чувствуют себя неуверенно в общем транспортном потоке. Причина одна — несоблюдение дистанции.
Есть элементарная формула, по которой определяется оптимальная дистанция: половина скорости, выраженная в метраже. Если вы едете 60 км/ч, то до автомобиля, впереди идущего, должно быть 30 метров. В городе дистанция сокращается приблизительно на коэффициент 0,3. Это 20— 25 метров до впереди идущей машины. Таким образом вы не ограничиваете себя ни в маневренности, ни во времени принятия решения на совершение маневра. К сожалению, дистанцию в России не соблюдают. А вот в Германии за не- соблюдение дистанции полагается штраф — на автобанах установлены специальные камеры, и автомобили, которые не соблюдают дистанцию на большой скорости, фотографируются, а водителя штрафуют.
Плохо, когда у автомобиля, стоящего перед вами, тонированные стекла. За таким авто действительно ничего не видно. Если вы стоите в пробке и перед вами тонированный автомобиль, сместитесь чуть-чуть в сторону в своем ряду, чтобы получить хоть какой-нибудь обзор. Вам нужно понимать, когда трогаются с места машины, и когда пора принимать решение начинать движение. Будьте внимательны в плотном потоке, не маневрируйте! В пробках ведите себя спокойно.
Водитель должен все время наблюдать и оценивать дорожную ситуацию, быть готовым к тому, что неожиданно из-за поворота выскочит машина, на проезжую часть выбежит пешеход, впереди идущий грузовик затормозит.
Проигрывайте в голове аварийные ситуации и будьте к ним готовы — не превышайте скорость, не маневрируйте, соблюдайте дистанцию.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.