НА ГОНКАХ ВЫСТУПАТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ!

Так заявляет подавляющее большинство водителей, считая, что для поездок на дачу особого мастерства в управлении автомобилем не требуется. До места назначения такие водители рано или поздно не доезжают. Нужно ли обычному водителю уметь делать то, что с легкостью выполняет автогонщик? Судите сами: каждая экстремальная ситуация на дороге требует молниеносной реакции водителя и правильных контраварийных действий. Только так можно избежать аварии или значительно смягчить ее последствия.

Monte Carlo, Monaco.  Wednesday 25 May 2016. Daniil Kvyat, Toro Rosso, greets former Red Bull colleagues. World Copyright: Andy Hone/LAT Photographic ref: Digital Image _ONZ3013
Вождение автомобиля в любом случае — игра на опережение. Не может быть застывших ситуаций, действовать нужно не задумываясь, реагировать быстро и четко, представляя, какие последствия будут от того или иного контраварийного приема. На скользкой дороге водители часто попадают в аварии — автомобиль неожиданно срывается в занос, что делать? В автошколе водителей учат, что во время заноса надо резко поворачивать руль в сторону заноса, дальнейшие действия — тайна за семью печатями.
Если ваш автомобиль попал в занос, нужно повернуть руль в сторону заноса и тут же обратно. Причем в сторону заноса руль поворачивают резко, быстро, а обратно еще быстрее. В случае своевременных действий есть шанс, что вам удастся справиться с заносом. Что же происходит?
Давайте рассмотрим ситуацию на наглядном примере. Возьмите стул и попробуйте балансировать стулом, поставив его на ладонь одной ножкой. Если вы будете ждать, пока стул начнет падать, и побежите за ним, он упадет. А вот подстроиться под него, подвигать в такт ладонью, то есть пытаться балансировать — в этом залог успеха.
Такая же тактика с рулем. Нельзя, чтобы руль застывал в неподвижном состоянии! Резко крутить в сторону заноса и обратно, в сторону заноса и обратно. И вы не попадете в аритмический занос, ваша машина не развернется на 180 градусов.
Предвижу вопрос читателей по поводу переднеприводных, заднеприводных и полноприводных машин. Конечно, есть отличия в управлении автомобилями с различным типом привода. Переднеприводный автомобиль в заносе скользит боком, его хочет развернуть центробежная сила.
Не нужно отпускать педаль газа! Крутящий момент, то есть тяга на передних колесах, буквально вытягивает машину, не дает ей разворачиваться вокруг своей оси! Если же сбросить газ в ответственный момент, то с машиной будет бороться труднее и вы лишитесь возможности противостоять заносу. Автомобиль с задним приводом в критической ситуации ведет себя иначе: газ во время заноса нужно отпускать плавно, не до конца, наполовину. Резко бросать газ нельзя — ошибочное действие для всех видов привода. По сути, резким сбросом газа вы ставите машину поперек дороги. Гонщики пользуются таким приемом при скоростном прохождении поворотов и делают это сознательно. Прием называется контрсмещение, то есть силовое прохождение поворота в заносе.
Для отработки успешных контраварийных действий нужна практика и тренировки. Для этого есть специальные площадки, школы повышения мастерства. Свой автомобиль, на котором ездишь ежедневно, нужно почувствовать.
В городе этого не сделаешь. А вот почувстовать, как и когда автомобиль уходит в занос, на каком покрытии, на какой скорости, понять, как вести себя в этих ситуациях, можно только на автодроме.
Владислав Барковский рассказал, как его знакомый молодой режиссер купил автомобиль: «Он мне позвонил и говорит: «Знаешь, я купил машину, но ездить боюсь». Четыре часа в проливной дождь я провел с ним в центре города, на
Ходынке, и показал, что его машина, обычная «девятка», может делать. Он был в ужасе. После я его усадил за руль. Полный газ, поехали, задний ход. Он почувствовал машину. И буквально через пару дней говорит: «Ты, знаешь, я уже езжу вовсю, страх пропал»».
Рассмотрим ситуации с экстренным торможением. Как правильно тормозить внезапно и на большой скорости?
Что делать? При торможении надо помнить, что чем нежнее обращение с тормозной педалью, тем лучше будет сбалансирован автомобиль, и тем больше шансов пройти поворот на пределе, то есть максимально быстро. Естественно, на- жатие и отпускание тормозной педали должно происходить очень быстро. Но скорость нажатия не должна быть одинаковой — самое важное, чтобы торможение было прогрессивным, то есть с увеличивающимся давлением на педаль. Начинать торможение нужно плавно — чем дальше, тем больше увеличивая силу нажатия на педаль. Если затормозить слишком резко, передние колеса окажутся перегружены и заблокируются. Отпускать педаль нужно тожекак можно более плавно, но при этом максимально быстро. Технику прогрессивного торможения можно абсолютно безопасно и спокойно отрабатывать каждый день при езде по обычным дорогам.
При экстренном торможении на машинах с ABS надо просто ударить по тормозам что есть силы. Колеса при этом не заблокируются и шины не пойдут юзом — ABS как раз и предназначается для того, чтобы предотвратить блокировку колес. А если ситуация действительно серьезная,
требуется еще и выжать сцепление. Сцепление? Абсолютно верно! Это поможет объехать препятствие на торможении или спасти ситуацию в повороте, где скорость оказалась слишком велика. На современных автомобилях система ABS работает настолько хорошо, что можно полностью на нее положиться и нейтрализовать тормозной эффект мотора, который в данном случае будет только мешать. Для водителя машины без ABS такая тормозная траектория в повороте называется «slow down». Сбавить скорость в по- вороте он может только на коротких прямых участках: руль прямо — тормоз, снова повернул в поворот — тормоз отпущен.
Переключение передач. Как не ошибиться в переключении, то есть не включить, например, вместо четвертой вторую передачу? Основное правило — не спешить. При поспешном переключении водитель неизбежно быстро убирает правую руку с руля и берется за переключатель, машина в этот момент делает зигзаг влево. Это связано с анатомическим или, скорее, с биомеханическим строение рук человека. Прежде чем убирать правую руку с руля, силу, с которой левая рука держит руль, следует увеличить.
Совершенно недопустимо браться за ручку переключателя двумя пальцами или разворачивать руку ладонью вперед при включении третьей или пятой передачи. На современных автомобилях передач, как минимум, пять, и появляется все больше шестиступенчатых вариантов. Остановимся подробнее на приемах переключения скоростей на много- ступенчатых коробках. Наличие пятой и шестой передачи добавило к классической схеме переключения «Н» вторую половину справа и она стала напоминать букву «Ж». Это добавление диктует такое правило: для включения передач в левой половине ладонь поворачивают к себе, а для работы с правой половиной — от себя. Вариант, когда пальцы равномерно охватывают ручку, а ладонь лежит на ней сверху, идеально подходит только для переключения со второй на третью передачу (движение по диагонали). Для включения второй передачи, причем неважно с первой или с третьей, ладонь поворачивают к себе. При переключении со второй на третью или с четвертой на пятую и обратно, важно неж- но двигать ручку по диагонали и она сама найдет нужную передачу. При включении пятой передачи следует слегка давить на ручку по диагонали вправо и вперед, без разницы с какой передачи вы ее включаете, с четвертой или с шестой. И еще раз: не надо пытаться двигать ее в поперечном направлении в положении нейтраль! Соответственно, при включении на шестую передачу ладонь смотрит в сторону пассажирского сиденья и слегка давит в ту же сторону, чтобы не включить по ошибке пятую передачу. В положении нейтрали ручка переключения сама найдет верное положение, важно не прикладывать к ней грубую силу. Например, при переключении с пятой на четвертую просто два раза потянуть ручку на себя с небольшой остановкой на нейтрали, но без давления влево!
Так нужно ли иметь гоночные навыки простому водителю, научиться не бояться автомобиля, ездить, уповая не только на чувство самосохранения, но и на знания. Дает ли что-то опыт гонок водителю? Поучиться у автогонщиков стоит, так как, по большому счету, практически все приемы, которые используются в гонках, можно и должно в несколько видоизмененной форме использовать в повседневной езде. Верится с трудом? Но, многие гоночные приемы можно с успехом отрабатывать на обычных дорогах за рулем «гражданского» автомобиля. Суть в том, что знание основ теории управления автомобилем и умелое их применение поднимает надежность любого водителя на качественно новый уровень. Важен и психологический настрой: в обычной повседневной жизни речь идет о преодолении некоего барьера, развитии чувства автомобиля. Опыт гонок дает, прежде всего, умение предсказывать на два, на три шага вперед действия всех участников движения, дорожную обстановку, дорожные условия.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.