Уверен – обгоняй!

Кто обычно смотрит волком, но при этом жалобно блеет, как ягненок?
Водитель при разговоре с инспектором ГИБДД.
На первый взгляд может показаться, что обгон – достаточно очевидный маневр и какие-то разногласия с инспектором по этому поводу маловероятны: если обогнал в зоне действия запрещающего знака, то виноват, если нет – все в порядке. Однако и здесь, оказывается, бывают случаи, когда есть смысл отстаивать свои права, не соглашаясь (или соглашаясь, но не во всем) с инспектором.

uveren_obgonyay
Например, достаточно распространенной является ситуация, когда инспектор останавливает водителя, совершившего обгон, и утверждает, что тот пересек сплошную линию, а значит – нарушил Правила дорожного движения со всеми вытекающими последствиями. В такой ситуации можно задать пару вопросов: действительно ли я пересек сплошную линию и если да, то где именно и на каком этапе обгона?
Что касается первого вопроса, то ответ на него достаточно очевиден и особо спорить с инспектором прямо на дороге нет смысла. Сплошная линия – это не светофор, сигнал которого может быть и красным, и зеленым (кстати, проезд на запрещающий сигнал светофора оспорить проще – ведь эту ситуацию с точностью восстановить невозможно, если только момент нарушения не был снят на видео). Сплошная линия не «моргает», не исчезает, она постоянно находится на одном месте; служебный автомобиль инспектора (или пост ГИБДД) также неподвижен, и главным аргументом будут погодные условия и расстояние от места нарушения до места расположения экипажа ДПС. Поэтому в случае дополнительного разбирательства инспектор будет доказывать свою правоту: вот сплошная линия, вот здесь стояла моя машина, а вот здесь водитель пошел на обгон, пересекая сплошную линию.
Однако ответ на второй вопрос может быть и не таким однозначным. Как известно, обгон – это маневр, для выполнения которого требуется определенное расстояние (причем иногда немалое). Поэтому не исключено, что водитель начинал обгон по правилам – когда не было сплошной линии, а для завершения обгона и возврата на прежнюю полосу ему пришлось пересечь появившуюся в этом месте сплошную линию. Так вот, подобное пересечение сплошной линии (для возврата на свою полосу после завершения обгона) нарушением не считается и никакие санкции за это не применяются, что подтверждается судебной практикой.
В ситуации, когда водитель пересек сплошную линию только для возврата на свою полосу после завершения обгона, инспектор может применить хитрость. Например, в качестве причины остановки он может назвать проверку документов, а затем невзначай обронить фразу: «Так, значит, сплошную линию пересекаем?» Обратите внимание – он не обвиняет водителя в нарушении Правил дорожного движения, а лишь констатирует свершившийся реально факт: ведь действительно, для возврата на свою полосу водитель пересек сплошную линию.
Дальнейшее развитие ситуации зависит только от реакции водителя. Если он испуганно произнесет нечто вроде «да, товарищ инспектор, виноват, пересек, больше не буду, честное слово», то наверняка дело завершится наложением соответствующего взыскания: какой же инспектор откажется зафиксировать нарушение Правил дорожного движения, которое водитель добровольно берет на себя? Поэтому в такой ситуации лучше, не вступая в спор с инспектором, деликатно, но твердо заметить: «Вы правы – действительно, пересек. Но вот только сделал я это, не приступая к обгону, а уже на этапе его завершения, для возврата на свою полосу, что разрешено ПДД. Поэтому никакого нарушения Правил дорожного движения я не совершал». Вопрос будет исчерпан, и вы спокойно поедете дальше; не исключено, что инспектор еще и похвалит вас за хорошее знание Правил.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.